Статья на тему : « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»

Составила музыкальный руководитель

Воробьева Дарья Викторовна

 

 

XXI век - век новых технологий, компьютеризации, огромного информационного потока. В связи с этим  в последние годы отмечается значительное оскудение духовной жизни общества, низкий уровень эмоционального взаимопонимания, дефицит  сочувствия   в сфере человеческих отношений. Особенно ярко это выражено в поведении детей: их круг интересов мало способствует нравственному развитию. Изучая мир, они узнают различные факты из истории, новости и события, связанные со всеми сферами нашей жизни, но эмоциональной отзывчивости, реакции на все происходящее вокруг, все меньше и меньше.

 

Именно поэтому в последние годы остро стал вопрос поиска путей развития эмоциональной сферы ребенка, а также поиска инструментов, с помощью которых можно повлиять на его умение сопереживать и делать своими чужие радости и печали.

Эмоциональные переживания человека не всегда связаны с их словесным выражением. Особенность детей дошкольного возраста заключается в том, что они уже знают оттенки многих чувств и переживаний, но не используют их активно в своей лексике. Это объясняется тем, что вербальное обозначение оттенков переживаний детьми еще не осознаны, поэтому они, рассказывая свои чувства, заменяют слова жестами, мимикой, возгласами, что у психологов называется «невербальной коммуникацией». Невербальная коммуникация выражает чувства и установки по отношению к себе и другим людям без всякого искажения.

 Как правило, вопрос об эмоциональном развитии в науке связывают с oбнoвлением сoдержaния oбрaзoвaния, а также гyманизaцией  педaгогическoго прoцесса. Однако немаловажную роль в развитии эмоциональной сферы детей играет и yлyчшение их эстeтическoго вoспитaния, ведь искусство, образное по своей природе, вызывает у ребенка множество чувств и переживаний, которые в полной мере им осознаются.

 

В дошкольном  учреждении  любовь к прекрасному прививается, в частности, на музыкальных занятиях. Именно с помощью музыки можно помочь детям преодолеть неуверенность, растерянность, страх, она в состоянии помочь сбалансировать работу нервной системы ребенка. 

 

Одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости

детей является восприятие (слушание) музыки. Это один из наиболее

развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной

деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с

другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и

слышать музыку, переживать и анализировать ее. Ребенок идет к освоению

смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного

интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое

внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со

всеми деталями и нюансами.

Современными исследователями доказано, что

первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно

рано . Чем раньше дети приобщаются к миру

музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем

радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.

 

С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на

характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или

успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями,

возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными,

согласованными с музыкой, ритмически организованными.

 

Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко

контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение.

Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно,

воспринимают эмоциональное ее содержание.

 

Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети

лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения,

особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку,

вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая .

Пятый год жизни. Имеют некоторую эмоциональную устойчивость,

очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию.

Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более

спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием

произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем

рассказывает музыка.

 

Шестой и седьмой год жизни. На основе полученных знаний и

впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и

самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в

его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки

настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному

восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания

эстетического отношения к окружающему.

 

Изучив и проанализировав материал, современных исследователей я

пришла к выводу, что дошкольный возраст самый благоприятный период

для формирования эмоциональной отзывчивости.

 

Считаю, что развитие эмоциональной отзывчивости детей на занятиях

музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения

эффективных методов и приемов. Таких как:

-наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из

текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения);

-словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании,

сопоставление);

-практический (передача музыкальных явлений в движениях - хлопки,

поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками).

-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации,

пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.)

 

Так же, важным средством развития эмоциональной отзывчивости

детей, считаю, использование музыкально-дидактических игр и применение

игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Вот некоторые из

них.

 

1.    1.     «Три цветка»дидактическая игра на определение характера музыки.

Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.

Игровой материал: Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:

·         добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

·         грустная, жалобная;

·         весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д.

Музыкальный репертуар: Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная» , П. Чайковский «Болезнь куклы».

Ход игры:

1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

1.    «Нарисуй мелодию» (беспредметное рисование)

Оборудование: Листы бумаги формата А4, акварельные краски, широкие  кисти  .

Музыкальный репертуар: Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» I часть.

Методические приемы: Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку. Таким образом, они выражают в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).

1.    Оркестровка

Цель: Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование: Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский «Камаринская».

Методические приемы: Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки

Эмоциональная отзывчивость на музыку – это не обособленная характеристика ребенка, она связана с развитием целого ряда других психологических особенностей. При этом развитие данной характеристики позволяет ребенку стать более спокойным и уверенным в себе.

Для того чтобы развить эмоциональную отзывчивость детей на музыку, необходимо строить занятия так, чтобы дети как можно чаще были включены в активную деятельность, выполняли творческие задания, упражнения, которые способствуют развитию воображения и требуют постоянного выражения отношения к музыке, себе и другим людям. Детей, способных проявить фантазию, а также тех, кто способен эмоционально реагировать на музыку, в домашней обстановке и в отношениях со сверстниками окружает теплая и доверительная атмосфера, а значит, понижается и уровень тревожности, что немаловажно для каждого педагога и родителя.

 

 

И свое выступление хотела бы  закончить  фразой   прекрасного педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского «  Музыка является могучим и ничем не

заменимым средством формирования духовного мира ребенка» 

Комментарии