Статья
на тему : « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста
посредством музыки»
Составила
музыкальный руководитель
Воробьева
Дарья Викторовна
XXI век - век новых технологий,
компьютеризации, огромного информационного потока. В связи с этим в
последние годы отмечается значительное оскудение духовной жизни общества,
низкий уровень эмоционального взаимопонимания, дефицит сочувствия
в сфере человеческих отношений. Особенно ярко это выражено в
поведении детей: их круг интересов мало способствует нравственному развитию.
Изучая мир, они узнают различные факты из истории, новости и события, связанные
со всеми сферами нашей жизни, но эмоциональной отзывчивости, реакции на все
происходящее вокруг, все меньше и меньше.
Именно поэтому в последние годы остро стал
вопрос поиска путей развития эмоциональной сферы ребенка, а также поиска
инструментов, с помощью которых можно повлиять на его умение сопереживать и
делать своими чужие радости и печали.
Эмоциональные переживания человека не всегда
связаны с их словесным выражением. Особенность детей дошкольного возраста
заключается в том, что они уже знают оттенки многих чувств и переживаний, но не
используют их активно в своей лексике. Это объясняется тем, что вербальное
обозначение оттенков переживаний детьми еще не осознаны, поэтому они,
рассказывая свои чувства, заменяют слова жестами, мимикой, возгласами, что у
психологов называется «невербальной коммуникацией». Невербальная коммуникация
выражает чувства и установки по отношению к себе и другим людям без всякого
искажения.
Как
правило, вопрос об эмоциональном развитии в науке связывают с oбнoвлением
сoдержaния oбрaзoвaния, а также гyманизaцией педaгогическoго прoцесса.
Однако немаловажную роль в развитии эмоциональной сферы детей играет и yлyчшение
их эстeтическoго вoспитaния, ведь искусство, образное по своей природе,
вызывает у ребенка множество чувств и переживаний, которые в полной мере им
осознаются.
В дошкольном
учреждении любовь к прекрасному
прививается, в частности, на музыкальных занятиях. Именно с помощью музыки
можно помочь детям преодолеть неуверенность, растерянность, страх, она в
состоянии помочь сбалансировать работу нервной системы ребенка.
Одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости
детей является восприятие (слушание) музыки. Это один из наиболее
развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной
деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с
другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и
слышать музыку, переживать и анализировать ее. Ребенок идет к освоению
смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного
интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое
внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со
всеми деталями и нюансами.
Современными исследователями доказано, что
первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно
рано . Чем раньше дети приобщаются к миру
музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем
радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на
характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или
успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями,
возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными,
согласованными с музыкой, ритмически организованными.
Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко
контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение.
Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно,
воспринимают эмоциональное ее содержание.
Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети
лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения,
особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку,
вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая .
Пятый год жизни. Имеют некоторую эмоциональную устойчивость,
очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию.
Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более
спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием
произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем
рассказывает музыка.
Шестой и седьмой год жизни. На основе полученных знаний и
впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и
самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в
его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки
настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному
восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания
эстетического отношения к окружающему.
Изучив и проанализировав материал, современных исследователей я
пришла к выводу, что дошкольный возраст самый благоприятный период
для формирования эмоциональной отзывчивости.
Считаю, что развитие эмоциональной отзывчивости детей на занятиях
музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения
эффективных методов и приемов. Таких как:
-наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из
текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения);
-словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании,
сопоставление);
-практический (передача музыкальных явлений в движениях - хлопки,
поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками).
-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации,
пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.)
Так же, важным средством развития эмоциональной отзывчивости
детей, считаю, использование музыкально-дидактических игр и применение
игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Вот некоторые из
них.
1.
1. «Три цветка», дидактическая игра на определение
характера музыки.
Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной
отзывчивости.
Игровой материал: Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано "лицо" -
спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
·
добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
·
грустная, жалобная;
·
весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д.
Музыкальный репертуар: Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен
«Колыбельная» , П. Чайковский «Болезнь куклы».
Ход игры:
1 вариант. Педагог исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок,
соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют
в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный
ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог
исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки,
поднимают их.
1.
«Нарисуй мелодию» (беспредметное рисование)
Оборудование: Листы бумаги формата А4, акварельные краски, широкие кисти .
Музыкальный репертуар: Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» I
часть.
Методические приемы: Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем
открывают глаза и рисуют под музыку. Таким образом, они выражают в рисунках
контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).
1.
Оркестровка
Цель: Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных
инструментах.
Оборудование: Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы,
барабаны, тарелки, бубны.
Музыкальный репертуар: П. И. Чайковский «Камаринская».
Методические приемы: Детям предлагается послушать музыкальное произведение.
После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть
эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки
Эмоциональная отзывчивость на музыку – это не обособленная характеристика
ребенка, она связана с развитием целого ряда других психологических
особенностей. При этом развитие данной характеристики позволяет ребенку стать
более спокойным и уверенным в себе.
Для того чтобы развить эмоциональную отзывчивость детей на музыку,
необходимо строить занятия так, чтобы дети как можно чаще были включены в
активную деятельность, выполняли творческие задания, упражнения, которые
способствуют развитию воображения и требуют постоянного выражения отношения к
музыке, себе и другим людям. Детей, способных проявить фантазию, а также тех,
кто способен эмоционально реагировать на музыку, в домашней обстановке и в
отношениях со сверстниками окружает теплая и доверительная атмосфера, а значит,
понижается и уровень тревожности, что немаловажно для каждого педагога и
родителя.
И свое
выступление хотела бы закончить фразой прекрасного педагога Дмитрия Борисовича
Кабалевского « Музыка
является могучим и ничем не
заменимым средством формирования духовного мира ребенка»
Комментарии
Отправить комментарий